Новости
Закалённая войной
«В моём поколении много долгожителей: мне уже 92 года. Мы такую войну пережили, голодали, даже картошки вдоволь не ели. Потом на нашу долю выпали сложные послевоенные годы. Тогда 200 граммов сырной массы были настоящим праздником. Мы всё пережили, вот тогда и закалились», – рассказывает Зоя Николаевна Ведерникова, ветеран войны, тыловик, заслуженный энергетик, уважаемый работник «Иркутскэнергосбыта».
Зоя Николаева часто улыбается, смеётся, даже при разговоре о военных годах старается вспоминать смешные истории, добрые случаи. К ней с особенным трепетом относятся молодые специалисты «Иркутскэнергосбыта» и волонтёры, которые на протяжении многих лет навещают ветерана.
Родилась Зоя Николаевна в Иркутске в 1927 году, в то время семья жила в Иркутске-II. Военные годы Зоя Николаевна помнит хорошо. «Когда войну только объявили, такой рёв стоял на улице! Кажется, весь второй Иркутск выл. Было очень страшно», – вспоминает ветеран.
Одними из первых мобилизацию на себе почувствовали школы. Здесь был катастрофический дефицит учителей. Между тем в те годы школа была не просто местом получения образования. Пока родители трудились на заводах, за детьми приглядывали именно школьные работники. В 1943 году в школе № 37, где училась Зоя Ведерникова, на занятия с начальными классами отправлять старшеклассников. Весь девятый класс Зои Николаевны прошёл курсы педагогической подготовки. Никто не отлынивал – ни парни, ни девчонки.
В школу все проходили ранним утром: с первой смены занимались с ребятишками, со второй – учились сами. Старшеклассники проводили уроки чтения, математики, русского языка.
– Ребятишки были смешные, что думают, то и говорят. Помню, пришла заведующая районо, чтобы провести нам показательный урок по развитию речи. Она загадывала загадки, рассказывала ребятам прибаутки. Вот спрашивает: «Без рук, без ног, на бабу скок». Мальчишка сразу руку поднимает, бойко так отвечает: «Инвалид отечественной войны». Представляете, каково наше состояние было после такого ответа! Хотелось упасть на парты и хохотать, а нельзя – мы же учителя, – со смехом вспоминает Зоя Николаевна.
Все четыре года войны, вспоминает ветеран, жили одной мыслью об её окончании. Не думали, что будет дальше, хотелось лишь одного: остановить этот ужас. Все остальные события словно теряли свою значимость. Когда Зоя училась в 10 классе, ввели аттестат зрелости, выпускникам школы предстояло сдать экзамены. Конечно, как первопроходцы нововведения, одноклассники волновались. Но никакие успешно сданные экзамены не могли сравниться с объявлением Победы.
– Утром 9 мая я не слышала, как передавали о победе. У меня подружка, одноклассница, жила недалеко. Отец у неё был военным полковником в отставке. Я обычно с утра приходила к ним в гости, чтобы потом вместе с подружкой нас солдат увозил в школу. Помню, 9 утром приезжаю к ней, а дверь открывает её мать. Схватила меня, стоит плачет: «Ты слышала, что война кончилась?» Слёзы сдержать не могли. Приехали в школу, там уже рёв стоял: «Ура! Война кончилась! Победа! » Был ли у нас выпускной в школе? Да, вроде, был. Но на фоне победы – это было уже так неважно, – вспоминает ветеран.
В энергетике Зоя Николаевна начала карьеру со старшего инженера отдела распределения и контроля Иркутскэнергосбыта. Через год она возглавила свой отдел. Нередко приходилось руководить мужчинами, но хрупкую женщину невысокого роста все уважали и слушались. Хотя начинала свой трудовой путь Зоя Николаевна совсем с иного производства, сегодня она считает себя энергетиком. По стопам Зои Николаевна в большую энергетику пошёл и её старший сын.
Елена Трофименко